Вот, спустя год с лишним, я наконец вернулся к своему рассказу "Сила искусства" и, по сохранившейся копии, немного его переработал, в частности убрав лишнее, и расширил комментарии для наилучшего раскрытия того времени, где мы пока ещё не живём.
Собственно, вот:
Сила искусства.
***
Кося, дебиловато улыбаясь, потянул Игоря за рукав:
читать дальше- Гор, айда в тубзик, там сплошной жиртрест! Ты рухнешь!
Встреча с болезненно полным десятиклассником Жиртрестом в замкнутом пространстве туалета Игоря не улыбала. Жиртрест перешёл в их школу где-то с полгода назад и его центнер с лишним сразу стал основной темой острот и злых розыгрышей у его новых одноклассников . Но когда Жиртреста попробовал задрать Вован из 11Б, тот ему вломил – от души и тела. На следующий день он вломил Нацменьшинству, тем самым закрепив установку: никто кроме «своих» Жиртреста не обижает.
Днём позже Аштениази про прозвищу Нацменьшинство, низкорослый и жилистый сын малой, но гордой кавказкой народности, попытался восстановить статус-кво и опять был раскатан по стенке ста тридцатью килограммами живого веса. Школа приобрела отличный барельеф на тему «дружбы народов», а школьники – привычку опускать глаза при приближении «скульптора». На одноклассников – «своих» - у Жиртреста рука странным образом не поднималась и частенько на перемене его можно было наблюдать у окна – насупленного и нервно жующего нижнюю губу…
Но вот только Игорь «своим» не был и идти в туалет смотреть на Жиртреста не хотелось, как и не хотелось показывать Косе своё нежелание и сдавать позиции неформального лидера.
Кося был для Игоря, как Санчо Пансо – простоватый приятель с житейской хваткой, он заземлял его, подрезал крылья его мельницам; наблюдая за ним Игорь учился невербальному общению с менее успевающими сверстниками, словом, присутствие Коси делало его «пацанским ботаником» - понятным и не чужим.
- Да пошли же, - нетерпеливо переминался Кося
- Пошли…
Растолкав стайку ребят помладше, приятель подтащил Игоря к стене:
- Вот! - сказал он так значительно, как будто сам только что покрасил потолок Сикстинской капеллы и об этом завтра напишут в газетах: - Один! Сплошной! Жиртрест!!
На туалетной стене висели репродукции Ренуара.
В детстве Игорь часто смотрел мамины альбомы – она была страстной любительницей французской живописи. Потом, став старше, он уже бегло пролистывал обнажённую натуру, сосредотачиваясь на пейзажах-впечатлениях – ему было неловко. Особенно при маме… И вот сейчас женщины в теле вдоль синей стены, женщины, которых не перелистнёшь…
- Смотри, - возбуждённо шептал на ухо Кося, - если Самару отожрать и укоротить, то вылитая эта, у фонтана! А вот та на Ряженку похожа – такая же рыжуха-толстуха. Ряженку этим летом предки на ГОА возили…
- И что?
- Она в океан нырнула и волной смыла япошкам два города. По телеку видел. Я всё рассчитал – и время, и расстояния – точно она! - Косю, как твёрдого троечника, всегда увлекали неоднозначные математические задачки.
- Течения учёл? - поддел Игорь.
- Ну-у-у… - Кося жеманно зашаркал ножкой, - приблизительно сэм-восэм…
Приятели рассмеялись.
- Стихийным бедствиям часто дают женские имена… Замечал?
- Ага, цунами Ряженка! Сейчас я ей усики пририсую…
- И все писсуары Марселя Дюшана (1)…
- Что?
- Не надо… Пошли, звонок скоро, - Игорь мотнул головой в сторону двери, - Опоздаем на физику и будет нам по эбонитовой палочке.
- Ха-ха! - понимающе заржал Коська. – Эт точно, физик – зверь, валим! А вы, мелочь! - переключил он своё внимание на топтавшихся в импровизированной галерее шести-семиклашек, - Кто сдерёт – прощайся с зубом! Всосали? - и парни вышли в рекреацию.
- Интересно откуда они? - спросил Игорь, когда уже практически подошли к кабинету.
- На уроке кто-то повесил. Я на прошлой перемене забегал курнуть – не было. Шизец! А вообще зря я мальков шуганул, Скворечник всё равно припрётся со своим поносом и отдерёт, а малышне – развитие! - и запрокинув голову в смешке, Кося ввалился в класс…
***
- Угол падения равен углу отражения, - физик вышагивал между рядами парт, поправил у Зотовой оттопыренный лацкан пиджака, выровнял лежащий не параллельно столешнице пенал у Хряпина. Аккуратист. Гор смотрел на сидящую чуть наискосок Ряжину, её похожесть с ренуаровской барышней не отпускала его. «Такая же рыжуха…» - он мысленно разрубил коськину фразу и теперь устраивал в себе её первую часть, перекладывал с места на место, пока не почувствовал внутри себя приятное тепло и понял: вот здесь она на своём месте – чуть левее и выше… И сейчас бы смотреть, как солнечный луч играет с прядкой её волос, выбившейся из причёски, как прядь сияет таким домашним и уютным рыжим, как луч расщепляется в спектр и радуга в её волосах… Игорь зажмурился и встряхнулся… У окна, чуть наискосок от него сидела Ряженка, лохматая, с загаром под крем-брюле – и вся классика жанра с прядкой терялась в этом переходе от рыжего в кремовый.
- Она теперь Ряженка не только по фамилии, - шёпотом, на грани узнавания, подумал Игорь.
- Что? - встрепенулся сидевший рядом Нацменьшинство, но Гор только мотнул головой.
Арина Ряжина в восьмом классе ещё лёгкая и угловатая – в девятый, после летних каникул, пришла «пышкой», бросила оценивающим одноклассницам: - А, это я после родов поправилась!..
Девчонки так и замерли, а христанутая Поленька быстро сориентировалась, поджала губу, подхватила вещички и пересела от Ряженки к Чижову на заднюю парту. «Уж лучше щука, чем так…»
Ринка недоумённо поглядела ей вслед, так и не осознав что только что ляпнула: - Мама, как братика в мае родила, так ей некогда. Вот я и перешла на подножный корм: пельмешки-бэпэшки… Сама не заметила. А потом вот к бабушке переселилась и теперь уже и не вернуться к прежним формам. Тела давно минувших дней…
- А их и не было, форм-то, - хмыкнула тогда сисястая Лерочка и зыркнула на Игоря. Игорь месседж не оценил и уткнулся в учебник алгебры.
- У Ряженки повысился процент жирности! - хохотнул Коська и подмигнул Ринке. - Наша Ряженка стала ещё полезней!!
Игорь практически впечатал лицо в систему уравнений, пытаясь подавить рвавшийся наружу смех.
Если откровенно, то пополнение Рины ажиотаж не вызвало – девятый же ж класс, взрослые люди. Так, подразнили «толстухой» несколько дней и то, скорее, в силу детсадовской привычки, без энтузиазма. Ряженке настолько комфортно было в нынешней себе, что дразнить её, как у ребёнка конфету – самому потом противно… Нацменьшинство только отличился – расстелил перед ней на парте трусы необъятного размера, говорит: - Когда дорастёшь до них, мой дядя на тебе женится.
- А ты? - удивила его Ряженка.
- Не-е-е, - мечтательно закатил глазки Аштениази, - я модель хочу!
- Допрыгни сначала, - резко, как мяч в корзину, бросила Самара, школьная звезда баскетбола, и села рядом с Риной. Нацменьшинство изменился в лице и поспешил ретироваться.
- И парашют свой забери, - скомканные трусы аккурат впечатались Аштениази промеж лопаток.
Вспомнив этот эпизод, Игорь, скосив глаза, посмотрел на Аштениази. Тот с кем-то СМСился, даже не потрудившись спрятать телефон под парту. Увлёкся.
К апгрейженой Рине все привыкли - она осталась прежней, лёгкой и стремительной в движениях Ряженкой, просто немного тяжеловатой. Обновлённая Рина нравилась Игорю, но этот ярлычок общественного мнения, что болтался на ней несколько дней - "толстая" - не давал ему подойти. Вообще-то все ждали от Игоря романа с Лерой, но тут уж сама Лера, не хуже паблик опинион (2), подавляла его своей напускной зрелостью. Чтобы выстоять, Игорь придумал для себя, что не может переступить через, хранимые в своём сокровенном-оберегаемом-личном, чувства к Рине, а значит и не может потрафить одноклассникам. На самом деле он тупо боялся Лерку с её ранней сексуальностью.
Но сейчас всё изменилось - сразу и вдруг. И пусть аштениазин дядя подавится!
"А вот та на Ряженку похожа... похожа... похожа... раз-два-три, раз-два-три", - чувства вырвались из сокровенного и, вальсируя, закружились с гормонами.
***
- Не успел год начаться и вот, - всклокоченный мужчина в синем халате вошёл в учительскую и с чувством бросил на стол перед «русичкой» скомканные бумажки, - развесили в туалете толстух жирных и любуются, достоевские малолетние!
- Ну спасибо, Вадим Петрович, - учительница географии резко встала, громыхнув стулом, и, покачивая полными бёдрами, вышла в школьный коридор.
Трудовик сконфуженно прикусил язык.
- А почему достоевские? - полюбопытствовала Вера Борисовна, разглаживая на столе репродукции, - это у нас Кустодиев любил полнотелых…
- А-а-а, - махнул рукой трудовик, опускаясь на стул, - интеллигенция, стоят, мнутся, а Клёкотов с фломастером…
- Вполне здоровая реакция - усики, рожки, очки…
- Хорошо, что шестиклассники – старшие бы член нарисовали.
- Вадим Петрович! - молодая учительница укоризненно покачала головой, потом, не выдержав собственной ниаигранной серьёзности, подавилась смешком и закашлялась.
- И ведь надо что-то предпринять, реагировать, - сокрушается трудовик.
- Это-то как раз понятно, - «математичка» Людмила Семёновна оторвалась от классного журнала и мельком бросила взгляд на мятого ренуара: - поскребём по школьному фонду и устроим всем бесплатную, сиречь обязательную экскурсию в Эрмитаж. А после – сочинение на тему «Образ человека в западноевропейской живописи» и купируем этим пробудившийся интерес, - она снова уткнулась в журнал и ручкой вывела кому-то двойку поверх карандашной…
- Поймать бы того филонова, что срам этот повесил, и устроить ему купание красного коня, так ведь – не педагогично, скажите?!
- Скажем! - откликнулись «физики и лирики» в едином порыве, - Филонов, Филонов… из начальной, что ли?
- Метафора! Ведь явно филонил – на уроке вешал. Я по переменам туалеты обхожу, наблюдаю… О! Звонок! - трудовик замер на секунду, - побегу, там у меня рубанки, киянки… и дети, - всклокоченный мужчина в синем халате сорвался с места и на низком старте вылетел из учительской. «Математичка» и «русичка» переглянулись: - Верочка, думаю, и нам пора.
- Да, Людмила Семёновна, - она повторно скомкала ренуара и выбросила в мусорку.
***
- А потом? - Гор и Рина шли, нога за ногу, вдоль пятиэтажки.
- А потом ворвался Скворечник, сорвал всё и потрясая ошмётками ренуара кинулся в учительскую…
- Жаль, концептуальненько было. Я так и не успела посмотреть…
- Ты? - Игорь подавился словом.
- Ы-ы-ы… Ну я иногда заглядываю, когда никого нет – после уроков или если тряпку намочить просят… Я тут проект замутила – «Гендерная составляющая в «наскальной живописи» общественных уборных». Ну, это рабочее название. Я пока материал собираю, думаю на социолога поступать!
- Ясно… - в присутствии Ряженки у Игоря куда-то девались слова, лексикон становился узким, как средневековые парижские улочки на которых не разойтись двум развёрнутым фразам: - Нацменьшенство на телефон фоткал, могу попросить скинуть.
- Ой, не стоит, - чуть улыбнулась Рина и взяла его за руку, - у Аштениази ко всему интерес сугубо практический, ты ему не объяснишь тягу к прекрасному. Слу-у-ушай, Гор, - она резко развернулась и теперь обе его руки были в её ладонях, - Я же не в теме – вы чего его Скворечником-то зовёте?
- Каждый мужик, - подражая голосу трудовика пробасил Игорь, - должен уметь построить дом и обставить его мебелью! В этой четверти мы будем делать табуретку и скворечник.
- Ха-ха! - улыбка обнажила её крупные белые зубы, - мы, кстати, пришли. Последняя парадная. К себе не зову – бабушка…
- Тогда, до завтра? - Гор стушевался и опустил взгляд.
- Ой, это гнетущее завтра, - лёгкая ирония скользнула в её голосе:
Старик Пахом потужился
И молвил в землю глядючи:
Сто тридцать одна тысяча четыреста четырнадцать.
А Пров сказал: мульён. (3)
Ненавижу Некрасова, - Рина чуть сжала кончики пальцев Игоря, клюнула сухими губами в щёку. - До завтра, - достала ключи, мазанула «таблеткой» по домофону и скрылась за дверью…
***
Гор подставил лицо мягкому весеннему солнышку, сощурился: - Может ко мне, ма только вечером будет, - уже около полугода они гуляли/разговаривали/спорили на мировоззренческие темы/ходили в кино, но побывать у друг друга в гостях - не складывалось.
- Пошли, - Рина взяла Игоря за руку и сама потащила к его парадной, - у тебя кофе есть? Я, кажется, до сих пор не проснулась.
В прихожей она скинула куртку и ботики, влезла в мамины тапочки и, встав на цыпочки, потянулась, - Показывай лежбище!
В горовой комнате было не по-подростковому аскетично: без постеров рок-звёзд, без творческого беспорядка, без лишней мебели - кровать/стол/стул/книжная полка. Над кроватью огромная репродукция с беспорядочными линиями и точками. Рина замерла перед ней и долго рассматривала: - Что это?
- Подростковый бунт мальчика из интеллигентной семьи. Мой. Картина Джексона Поллака " Иосиф Сталин загадочно смотрит на тело Ленина" (4), она больше ради мамы висит - ма любит импрессионистов, но для неё это уже перебор, - улыбнулся Игорь, - Сталина я здесь нашёл, а вот Ильича никак не найду.
- Я вообще никого не вижу... Слушай, надо просто смоделировать ситуацию и станет понятней: так, ты Сталин и стоишь у кровати, а я тело Ленина. Раз тело, стало быть лежу, - девушка вытянулась на кровати покойницки сложив руки на груди. На чёрном, крупной вязки, свитере её кисти рук казались бледными, почти бумажными. Она закрыла глаза: - Теперь загадочно посмотри на меня и потом переведи взгляд на картину...
- Цацка серебряная?
- Да.
- Сними и брось в карман, оно не экранируется.
Объекты И. и Р. не заметили нашего присутствия, они и кольцо-то моё осознать не смогли бы - точка зависания 2 миллисекунды, но техбез предусматривает и будь это не зависание, а скольжение - пара на экзамене с пересдачей в мезозое мне обеспечены. Слава ёжикам, отучился...
"Здравствуйте, меня зовут Патрик и я путешественник во времени", - скороговоркой бубнит мой друг. Я молчу. Представление, как на анонимных собраниях двадцатого века - будто признаёшься в чём-то постыдном. Объекты нас не услышат, но это протокол: обязательный элемент зависания, кодекс этики - стандартный набор приветствий для разных эпох. Отсутствие приветствия - снижение оценки на полбалла. Мыслить школьными категориями, как всё-таки это въедается в тебя за годы учёбы... Но за все эти незначительные нарушения я могу себя оправдать - я не часто практикую таймхэнгинг (5), а к таймслайдингу (6) вообще стараюсь не прибегать. У меня 3-я ступень и движение по оси времени для меня, мягко говоря, дискомфортно. Видимо что-то наследственное. Собственно, мы сейчас с Патриком собираем материал к летнему школьному заданию по социоартике (7) для моей сестры. Она особый ребёнок, если вы понимаете о чём я. У неё постоянная синхронизация внутреннего и внешнего времени. Попробую объяснить в плоскости прошлой эры: если она забыла чемодан на скамейке - она уже не сможет за ним вернуться; я, словно толстяк с атрофированными мышцами, доковыляю, раздираемый одышкой, до её чемодана и с трудом сдвину его с места; Патрик же сгоняет за ним не напрягаясь и вложит Элизе в руку. У него 2-я ступень; Мифический Патрикеев мог бы поставить чемодан перед ней на дороге. Но он потому и мифический, что НЕЛЬЗЯ ОБОГНАТЬ ВРЕМЯ!!!
Вся штука в том, что Патрик не любит зависать один. Скользить - сколько угодно, а вот зависнуть в одиночестве, когда рассинхрон у внутреннего и внешнего времени колоссальный - увольте. Патрика часто наказывали в детстве, запирая в untime-room (8), так что и его можно оправдать. Это я бука, мне одному славно, а для Патрика ощущать, что растянутая миллисекунда твоего внутреннего времени обжита - важно. Потому-то у него и 2-я - психоаналитик нам не по бюджету.
Тема сестры "Живопись, как поведенческий мотиватор у homo sapiens. Метод выбора объектов - случайный диапазон скольжения." Если без канцелярщины: цель работы - доказать силу искусства! Моделирование ситуаций взял на себя Патрик, а я только делаю замеры в конечной точке эффекта влияния. На наших полевых материалах Лиз напишет свой диссер. И нам с Патриком - плюс балл к оценке за помощь особому ребёнку! Тьфу ты, опять...
- Расстояние между губами объектов 4 миллиметра, ты записываешь? - ещё один пункт кодекса этики таймслайдинга и таймхэнгинга: нельзя скользить вдоль интимных сцен и зависать в точке выброса адреналина - дань уважения неприкосновенности личной жизни наших предков, - предположительный тайминг соприкосновения - 10-15 миллисекунд по внешнему времени. Пат, ты превзошёл себя – Элиза сентиментальна и, быть может, теперь простит тебя и согласится с тобой поболтать. А то диапазон шестнадцатого века...
- Это когда объект N. посмотрел на "Юдифь" Катены и обезглавил в опережение собственную жену?
- Это была жесть даже для меня, ха-ха! Скользни на десять секунд - поставь полоску измерения пульса объекту И. А что, объект Р. и правда так похожа на обнажённый объект с картины? Приблизительно 143 и 3 удара в минуту, запиши...
- Ну-у... - когда Патрик тянет с ответом дольше двух секунд я напрягаюсь, - учитывая допустимые погрешности, а они в гуманитарной дисциплине, сам догадываешься...
- Патрик?!
- Ну хорошо, хорошо, - он примирительно показал мне ладони, - я чуть подкорректировал... лицо...
- Когда? - сдавлено выдыхаю я и холодею внутри от осознания: Патрик может! - это-то меня и обмораживает. Он артворкер (9), 3й курс Академии.
- Ну не репродукцию же - копир типографских оттисков не мой конёк. Там, в мастерской Ренуара и подправил, когда его технику оттачивал. Пьер Огюст на утро был ошеломлён. И вообще, у меня, знаешь ли, тоже диссер.
Патрик изучает технику работы с масляной краской у homo sapiens. Расширенный курс. То есть может не только стенку покрасить, как это делали в двадцатом веке, но и вполне сносно отобразить "Мальчика с трубкой" Пикассо. Эксперты, кстати, пару сотен лет назад идентифицировали его как подлинник - артворкеры же свои краски/кисточки из времени таскают. Это сейчас, в эру Homo illapsum, экспертиз не проводят - боятся что-то не то узнать. Поэтому все оценки, данные в последнее десятилетие эры человека разумного, априори верны! А оригинал "Мальчика" в untime-room висит, помогает Патрику бороться с его демонами.
- Да не морозься, теперь в тот пространственно-временной диапазон можно только через год лезть - дань уважения к представлениям предков о природе времени. Я в деканате крайние точки обозначил, они ушли в Палату Скольжения, - первое высшее Патрика - юриспруденция, - а через год, ну ты понимаешь...
- Объект И. - зрачки расширены на... - успокаиваюсь я и продолжаю делать замеры. Меня ещё несколько волнует "Юдифь" Винченцо Катены, но об этом я спрошу Патрика позже. Помогать особым детям - наш гражданский долг!!
Да, меня зовут Тлауискальпантекутли - дань уважения... Теперь вы въехали во всю эту тему про "минус полбалла"? Впрочем, какого чёрта я вам всё это рассказываю - момент зависания всего пара миллисекунд и вы даже не осознаете моё присутствие...
2014-2015
-------
(1) - строчка из стихотворения Андрея Вознесенского «Шаланда Желаний»
Марсель Дюшан – французский и американский художник. Два самых знаменитых произведения: «Фонтан» (1917) (представляет собой перевёрнутый писсуар с автографом и датой) и L.H.O.O.Q. (1919) (репродукция «Джоконды» Да Винчи с пририсованными ей усами и бородкой)
(2) - общественное мнение
(3) - Ряженка цитирует не Некрасова, а Венедикта Ерофеева «Вальпургиева ночь, или Шаги командора»
(4) - На самом деле это картина английской группы Art&Language "Иосиф Сталин загадочно смотрит на тело В.И.Ленина, выставленное для торжественного прощания в Москве, в стиле Джексона Поллока." 1979.
Сталина я на ней видел давно, а вот Ленина разглядел совершенно недавно, работая над этим рассказом.
(5) - таймхэнгинг - зависание в определённой точке времени и пространства.
(6) - таймслайдинг - скольжение вдоль определённого отрезка времени в заданной точке пространства.
(7) - социоартика - наука, изучающая влияние искусства на человека и его поведение в социуме, выявляющая факторы, влияющие на предпочтения того или иного направления в искусстве теми или иными социальными группами и т.п.
(8) - untime-room - комната безвременья. Наказание комнатой безвременья отчасти сравнимо с тем, как в эпоху Хомо Сапиенс провинившихся людей сажали в карцер. Только в untime-room помимо 4 стен и потолка твою свободу ограничивают и полное отсутствие времени, притом, что за пределами комнаты время идёт своим чередом. "Это как зависание в абсолютной пустоте, ты не знаешь сколько времени прошло вне комнаты - час или год, и когда выходишь из заточения всё это время разом обрушивается на тебя." (с). Запрещённые Международной Конвенцией за необоснованную жестокость в 2..7 году э.х.и., untime-room ещё порядка полутора десятилетий оставались и использовались в отдельных семьях.
(9) - артворкеры - К концу Эры Хомо Сапиенс все основные направления в живописи пришли в упадок. Как результат, с наступлением Эры Хомо Иллапсум - Человека Скользящего - большое внимание стало уделяться изучению искусства до первой четверти XXI века э. х. с. и овладению его основными приёмами. В 2...4 году э.х.и. была создана Академия, которая и стала готовить рабочих искусства - артворкеров. Основным направлением живописи новой эры стало создание полотен в манере того или иного живописца прошлого. Сама способность человека передвигаться вдоль времени давала возможность наблюдать непосредственно сам процесс создания шедевров ушедшей эпохи. Известно, что когда Леонардо да Винчи пишет свою знаменитую "Мону Лизу", каждый год рядом с ним в разных слоях времени находится до сорока человек с мольбертами, которые постигают технику мастера. Помимо создания картин-стилизаций под признанных великих живописцев, развивалось и другое направление - полное копирование их полотен, с применением кистей, холстов и красок из времени создания шедевра. Развитие данного направления привело к тому, что наиболее талантливым артворкерам чиновники-коллекционеры стали делать заказы на копии конкретных полотен с последующей заменой ими оригинала. Со сменой правительства в 2..5 году э.х.и. подобные подмены стали считать безнравственными. Были предприняты попытки вернуть картины в свои времена, но следы многих оригинальных полотен уже было не найти. Чтобы не дискредитировать моральный облик человека будущего перед предками в 2..6 году э.х.и. было издано правительственное постановление определяющее результаты художественных экспертиз 2054 года э.х.с., когда технический уровень ещё не позволял выявить копию артворкера, как последние достоверные результаты. Результаты всех экспертиз, последующих за 2054 годом э.х.с. аннулировались и само проведение экспертиз на подлинность произведения живописи с июля 2..6 года э.х.и. запрещалось.
Сила Искусства
Вот, спустя год с лишним, я наконец вернулся к своему рассказу "Сила искусства" и, по сохранившейся копии, немного его переработал, в частности убрав лишнее, и расширил комментарии для наилучшего раскрытия того времени, где мы пока ещё не живём.
Собственно, вот:
Сила искусства.
***
Кося, дебиловато улыбаясь, потянул Игоря за рукав:
читать дальше
Собственно, вот:
Сила искусства.
***
Кося, дебиловато улыбаясь, потянул Игоря за рукав:
читать дальше